Вход в систему

И снова миноксидил: на этот раз - при монилетриксе.

Монилетрикс – это генодерматоз с аутосомно-доминантным типом наследования. Заболевание проявляется фолликулярным кератозом, наиболее выраженным в затылочной области, сухостью и ломкостью волос, а также патогномоничной микроскопической картиной – равноудаленными перетяжками волосяных стержней, делающих их похожими на ожерелье из бусин. Чаще в процесс вовлекается волосистая часть головы, но могут поражаться и волосы на других участках тела. Ломкость волос у больных монилетриксом выражена настолько сильно, что в ряде случаев развивается распространенная алопеция. R. Sinclair, один из мировых авторитетов в области трихологии, указывал в своих статьях, что при растирании между пальцами стержней волос последние нередко превращаются в пыль. 

Много лет лет назад, когда я работала в Отделении наследственных болезней кожи профессора В.Н. Мордовцева, арсенал средств для лечения больных монилетриксом был весьма ограничен. Основными препаратами для лечения монилетрикса были и остаются производные витамина А и кератолитические препараты. В своей практике наряду с ними мы назначали средства, стимулирующие рост волос. Курс лечения был продолжительный, от полутора до двух  лет. Нам удавалось устранять клинические проявления фолликулярного кератоза, стимулировать рост волос, но их сухость и повышенная ломкость сохранялись, так как дефект стержней детерминирован генетически. 

При анализе литературных источников за последние годы, моё внимание привлекла статья о применении миноксидила при монилетриксе. 2% раствор миноксидила применялся при монилетриксе достаточно давно, однако известно, что даже у пациентов, не страдающих монилетриксом, он вызывает сухость кожи и волос и повышенную ломкость последних. Поэтому R. Sinclair в 2016 году назначил своим пациентам с монилетриксом миноксидил для системного применения в минимальной дозе 25 мг в сутки. Эффективность лечения оценивалась через 3 и 6 месяцев. Во всех случаях выпадение волос прекратилось через 3 месяца. Отмечалось также увеличение плотности волос и диаметра волосяного стержня, хотя и не у всех пациентов. В случае недостаточной эффективности дозу миноксидила повышали до 0,5 мг в сутки. Через 6 месяцев терапии отмечалось значительное увеличение плотности волос. Автор указывает, что на этих минимальных дозах побочных эффектов не отмечалось даже на протяжении длительного (18 месяцев) периода наблюдения.

Хотя механизм действия миноксидила на волосяные фолликулы все ещё не выяснены до конца, известно, что его использование способствует удлинению фазы анагена, увеличению количества анагеновых фолликулов и уменьшению – телогеновых, а также увеличению размеров самого волосяного фолликула, стимуляции пролиферации и дифференцировки кератиноцитов. 
Основные выводы, которые позволяют сделать наблюдения R. Sinclair, следущие:
  1. Результаты лечения больных монилетриксом с помощью перорального миноксидила открывает новые возможности для трихологии в целом;
  2. Миноксидил в низких дозах хорошо переносится, его побочные эффекты, в том числе лицевой гипертрихоз, являются дозозависимыми. 
Однако, как подчёркивает и сам R. Sinclair, необходимо большее число исследований в этом направлении. 
 
Литература
  1. Sinclair R. Treatment of moniletrix with oral minoxidil. JAAD CASE REP. 2016 May; 2(3): 212-215.
  2. Messenger A. G., Rundgren J. Minoxidil: mechanisms of action on hair growth. Br J Dermatol. 2004; 150(2):186-194.
  3. Sinclair R., De Berker D. Hereditary and congenital Alopecia and hypotrichosis. In:Dawber R. P. R., editor. Diseases of the Scalp and Hair. Blackwell Science; Oxford: 1997. Pp. 151-238.
 

 

4.70588
Средний рейтинг: 4.7 (17 votes)