Что за экзотический термин "эмоциональный интеллект" и как его можно развивать и применять в жизни?
В древние времена эмоциональный интеллект имел весомое значения для выживания и познания окружающего мира. Когда человек стал человеком? Когда создал орудие труда? Когда приручил огонь? Когда в его жизни появились ритуалы и верования? Все так, но есть еще одна отправная точка, знаменующая о появлении так называемой человечности.
Точкой отсчета позволяет считать находка скелета с зажившим переломом ноги. Получивший такую травму ранее был обречен. Но в какой-то момент окружающие посчитали важным защитить раненного, взять на себя заботу о беспомощном, поделиться едой, укрытием. Так в жизнь людей вошла доброта.
Археологи находят остатки беззубых стариков или людей с тяжелыми увечьями, но прожившими долгие годы, это означает, что кто-то кормил своих более старших соплеменников, не оставлял раненного, а оказывал ему помощь на протяжении долгого времени, так в нашу жизнь вошла забота о ближнем.
Мир, в котором люди не умеют разговаривать друг с другом и слышать друг друга, – обречен. К сожалению, в последние годы это становится все очевиднее. Вся наша жизнь строится на общении, взаимодействии с себе подобными. При этом в значительной мере нашими жизнями управляют эмоции. Поэтому все более актуальным становится понятие так называемого эмоционального интеллекта.
По следам курса лидерства от Европейской академии дерматологии и венерологии (EADV) хочется поделиться важными в практике дерматовенерологов новостями. Под эмоциональным интеллектом (EI) подразумеваются способности человека распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания, а также управлять ими. Эмоциональный интеллект помогает нам решать конфликты или стараться предупреждать их, осознавать, воспринимать сигналы из окружающего мира и испытывать разные эмоции в ответ на них.
Благодаря эмоциональному интеллекты мы активно взаимодействуем с внешним миром в том числе с позиций эмпатии, интуитивно улавливая то, чего хотят в чем нуждаются окружающие нас люди, вдохновляя их на новые идеи и проекты, в то же время поддерживая проживать потери будучи идейным лидером.
Модель эмоционального интеллекта Дэниэла Гоулмана включает несколько компонентов:
На основе модели Гоулмана создано 3 теста-опросника: Emotional Competency Inventory (ECI), Emotional and Social Competency Inventory (ESCI), Emotional and Social Competency — University Edition (ESCI-U).
Для этого нужно начать с осознанности себя (оценка своих эмоций и возможности на них влиять изнутри), восприятия себя и окружающего мира, овладеть «языком тела» (закрытые и открытые позы, жесты, открытые взгляд, улыбка, объятия), попробовать техники дыхания, направленные на концентрацию внимания «здесь и сейчас» и расслабления, медитации, техники с пожеланиями добра, любви, благодарности окружающим, (настроиться на них помогают мысли о детях, животных, счастливых моментах).
Уметь слушать и слышать собеседника, быть «любопытным», интересоваться чувствами собеседника, через свой опыт привносить в общение новые положительные моменты это то, что отличает и выделяет нас, помогая выстраивать взаимоотношения. Убеждения и ожидания очень сильно влияют на результат, ведь у нас уже есть ранее сформированные мозгом программы поведения, так называемые паттерны, поэтому рассматривая проблему стоит шире, увидев альтернативные варианты.
В конфликтных ситуациях важно отделить проблему от личности. Наши ожидания обусловливают результат. Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: они выделили учеников, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ. На самом деле никаких выдающихся способностей у них не было обнаружено, и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование через год показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.