Вопреки присущему мне духу авантюризма, маршруты моих путешествий в большинстве случаев лишены спонтанности. Вот и сейчас я совсем неслучайно оказался у дверей одного красивого дома в центре Брюсселя. Это здание было спроектировано великим архитектором Виктором Орта, одним из основателей франко-бельгийского стиля ар-нуво. В его создании он в очередной раз умело сочетал металл и стекло, построив полное света и гармонии пространство с украшенными цветочным орнаментом прозрачными потолками, центральной лестницей, стальными опорными балками и ажурными металлическими светильниками.
Когда-то здесь размещался текстильный универмаг, потом царило запустение до тех пор, пока в конце прошлого века обосновавшийся в этом доме Бельгийский центр комиксов не вернул сооружение к жизни. Экспозиция этого трехэтажного музея представляет собой захватывающее исследование “девятого искусства” – искусства комиксов, это удивительный дом для семьи бумажных героев родом из Бельгии. В нем счастливо живут Тинтин и Спироу, Боб и Бобетта, Смурфики и Счастливый Люк, Блейк и Мортимер.
Бельгия – это комиксная супердержава, комиксы по праву считаются гордостью страны, а более 700 авторов-художников – ее золотым фондом. Бытует мнение, что нигде в мире (может быть, за исключением Японии) комиксы так сильно не внедрены в действительность и воображение людей. Мир комиксов многообразен. Это и целые графические романы со сквозным сюжетом, и рисованные истории на исторические и фантастические темы, и размещаемые в сети веб-комиксы. Среди затрагиваемых тем – любовь, семья, политика, насилие и т.д.
Однако, в моем понимании, это все-таки рассказы в картинках, которые рассчитаны, в первую очередь, на детей и ставшие популярными благодаря простоте восприятия. Отдельно стоит упомянуть о книгах комиксов, которые издаются различными общественными организациями и помогают юным пациентам лучше понять и справиться со своим хроническим заболеванием. Приведу в пример изданный Children’s Tumor Foundation комикс “Moxie and Sparx Explain NF1”, в котором два подростка и два забавных зверька объясняют детской аудитории суть нейрофиброматоза 1 типа, или адресуемый детям с порфирией рассказ в картинках “Shadow Jumpers” от American Porphyria Foundation.
Покидая Бельгийский центр комиксов, я, вопреки своим правилам, решил двигаться по Брюсселю, игнорируя заранее прочерченный на карте путь. Возможно, так освежающе на меня подействовал этот необычный союз двух художественных форм – ар-нуво и комикса. В тот день меня не переставали радовать дома с элегантными фасадами и разбросанные по центру искусные граффити с Квиком и Флюпке, Святым Петром и Люцифером, Астериксом и прочими героями бельгийского “девятого искусства”. Все-таки иногда надо отклоняться от заданной траектории. Не зря мои постоянные попутчики порой критикуют меня за отсутствие спонтанности.