Вход в систему

Алопеция: надводная часть айсберга

Ни для кого не секрет, что поредение волос той или иной этиологии у многих людей приводит к ухудшению качества их жизни в самых разных аспектах: оказывает влияние на социальную адаптацию и личную жизнь, на результат поиска работы и даже на карьерный рост. Однако в большинстве случаев врачи не задумываются о реальных масштабах проблемы психологического состояния таких больных.

В 2014 году S. Agaei с соавторами провели исследование психологических особенностей пациентов, страдающих, в первую очередь, очаговой алопецией. В результате этого исследования было выявлено превалирование депрессии, состояния тревожности и склонности к невротическим реакциям. При этом развитие психических проблем не зависело от продолжительности заболевания и его выраженности, возраста пациента на момент появления симптомов, количества и частоты рецидивов.

Наиболее подверженными развитию психических расстройств на фоне трихологических проблем оказались лица моложе 50 лет и в первую очередь женщины, а также пациенты, у которых потеря волос составляла более 25% от общего количества.    

Кроме того, было показано, что у пациентов снижена или полностью отсутствует мотивация как-либо организовывать свой досуг, выделять время для хобби. Доказано, что больные с трихологическими проблемами, особенно с андрогентической и очаговой алопецией, испытывают более выраженные трудности в преодолении стресса по сравнению с контрольной группой.

В 2018 году китайские дерматологи совместно с психиатрами изучили психоэмоциональное состояние студентов с андрогенетической алопецией различной степени выраженности. В результате было показано, что у лиц, страдающих андрогенетической алопецией, имеется статистически достоверное повышение частоты появления обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии, фобий и тревожности, психотизма. Интересен еще один факт: наиболее подверженными вышеперечисленным психологическим проблемам оказались студенты-медики и студенты, планирующие в дальнейшем связать свою жизнь с миром изящных искусств. При этом у последних склонность к развитию обсессивно-компульсивной патологии была существенно выше, чем у студентов других факультетов. 

Известно, что для системного лечения андрогенетической алопеции иногда применяют ингибиторы 5-альфа-редуктазы. Однако, как сообщают B.Welk с соавторами, многие пациенты в ходе терапии предъявляли жалобы на ухудшение психоэмоционального состояния. Дальнейшие исследования показали, что в первые 18 месяцев лечения данными препаратами у больных действительно возрастает риск развития или ухудшения течения депрессии и патомимии.

Литература

  1. Wang X, Xiong C., et al. Psychological assessment in 355 Chinese college students with androgenetic alopecia. Medicine (Baltimore). 2018 Aug; 97(31) 
  2. SaedS., Iomer et al. Hair camouflage. A comprehensive review. Int J Women’s Dermatol. V.3 (1 Suppl); 2017
  3. Welk B., McArthur E. et al. Association of Suicidality and Depression With 5-alfa-Reductase Inhibitors. JAMA Intern Med. 2017 May; 177(5): 683-691 
  4. Monselise A., Bar-On R., et al. Examining the relationship between alopecia areata, androgenetic alopecia, and emotional intelligence. J Cutan Med Surg. 2013;17(1):46-51

 

4.846155
Средний рейтинг: 4.8 (13 votes)