Фотосъемка зеркальный фотоаппаратом открывает широкие возможности выбора способа искуственного освещения и настроек фотоаппарата. Выбор объектива и внешней вспышки для зеркального фотоаппарата был описан нами ранее [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. I. Сравнение фотоаппаратов и объективов." Дерматология в России. 2012;(1):1.[/fn], [fn]Силина Л.В., Полонская К.В. "Фотосъемка клинических случаев. IV. Освещение объекта съемки при использовании зеркального фотоаппарата." Дерматология в России. 2012;(4):1.[/fn] . Данная публикация посвящена основным законам фотографии применительно к фотосъемке клинических случаев, а также решению затруднений, возникающих при этом виде съемки.
Приведены наиболее сокращенные описания необходимых понятий, а также описано, как выбрать нужные настройки фотоаппарата. Мы выбрали для описания то, что по нашему мнению наиболее часто может быть полезным при фотосъемке клинических случаев.
Диафрагма и глубина резкости
Одним из наиболее важных для фотосъемки клинических случаев параметров является значение диафрагмы.
Диафрагма — это устройство, позволяющее регулировать величину относительного отверстия объектива и, следовательно, количество света, проходящего через объектив, а также другие параметры, в том числе глубину резкости изображаемого пространства ( т.е. диапазон расстояний, в котором предметы воспринимаются как резкие).
Если вы хотите резко получить только один элемент, то лучше снимать при "открытой" диафрагме (например при f /2 диафрагма более "открытая", чем при f /8), если нужна большая глубина резкости, т.е резко вы хотите получить больший участок в поле зрения, то диафрагму нужно "закрыть", при этом придется компенсировать нехватку света (за счет ISO, выдержки или усиления освещения).
ISO, чувствительность матрицы.
Для лучшего качества оптимально использовать ISO 100, 200 до 400, если мало света, ISO придется увеличить или снимать со вспышкой.
Если даже при наибольшем из возможных ISO фотоаппарат ставит настолько длинную выдержку, что изображение все равно смазывается, а настроить съемку со вспышкой без засвечивания в нужных областях не получается или Вы просто не успеваете это сделать, то в настройках можно сделать экспозицию "минус один шаг" (или больше, минус полтора или два шага). При такой настройке и съемке без вспышки изображение получится темнее, чем оно есть на самом деле, но с помощью программ Лайтрум , Фотошоп и др. это можно исправить (но при этом появятся шумы).
Если исходить из того, что для съемки большинства случаев бывает необходимо увеличить глубину резкости и резко получить большую часть очага, то для этого диафрагму нужно закрыть настолько, насколько это возможно. При этом для того, чтобы на матрицу, несмотря на малое отверстие диафрагмы, попало достаточное количество света, выдержка должна быть настолько длинной, насколько это возможно. Т.е. чем больше Вы хотите закрыть диафрагму, тем длиннее нужно выбирать выдержку.
Наибольшая оптимальная длина выдержки, при которой можно снимать без “смазывания”, будет зависеть от фокусного расстояния объектива и умения обеспечить устойчивость фотоаппарата в момент съемки, а также движения пациента и наличия стабилизатора изображения.
При использовании объектива с большим фокусным расстоянием и при зумировании выдержку придется использовать менее длинную (например, выдержка 1/125 секунды короче, чем 1/30 секунды). Принято считать, что выдержка должна быть не длиннее, чем 1/на фокусное расстояние, но при съемке клинических случаев с объективом, имеющим стабилизатор изображение, удается использовать выдержку на 2-3 ступени длиннее, т.е. если объектив имеет стабилизатор изображения, то можно снимать на более длительных выдержках.
Для получения достаточно светлого снимка вместо удлинения выдержки можно повысить светочувствительность матрицы ISO, но существует мнение, что для получения снимков с лучшим качеством и меньшим количеством шумов, по возможности оптимальной экспозиции нужно добиваться с помощью увеличения выдержки и, если этого недостаточно, только затем увеличивать ISO.
Также для уменьшения колебаний камеры можно использовать штатив или монопод, пульт вместо кнопки спуска или пусковой тросик, но это относительно неудобно при съемке пациентов. Такая съемка достаточно трудоемка и происходит значительно медленнее, также усложняется работа с выбором нужных участков для съемки.
Точка фокусировки
В авторежиме фотоаппарат сам выбирает точку фокусировки, т.е. точку, в которой находится объект, изображение которого получится четким . Например, Вы снимаете пациента с акне, необходимо получить резко элементы на коже щек, но фотоаппарат может выбрать в качестве точки фокусировки брови или губы пациента, если точка окажется ближе или дальше относительно фотоаппарата, чем нужные элементы, то при небольшой глубине резко изображаемого пространства важная часть кадра может получиться менее четко. Поэтому желательно в одном из ручных или полуавтоматических режимов выбрать точку фокусировки (обычно это возможно в режимах P, Tv, Av, M).
Работа автофокуса
Если фотоаппарат не фокусирует изображение, то при исправном фотоаппарате и объективе чаще всего это бывает связано с тем, что съемка ведется в контровом свете или область фокусировки слишком неконтрастна, в таком случае нужно повернуть пациента и изменить точку съемки на 90-180? , источник света должен оказаться за спиной от того, кто снимает, при этом располагать точку фокусировки нужно так, чтобы на изображении в этом месте располагался контрастный участок, например граница папулы и рядом расположенный участок кожи и т.д., тогда автофокус будет работать лучше.
При съемке с естественным освещением для того, чтобы наибольшая часть очага получилась “в фокусе”, можно выбрать самую длинную выдержку, при которой удается снимать без “смазывания” изображения, затем наибольшее ISO, при котором шумы не снижают качество изображения, и затем уже диафрагму, предпочтительно от 4,5 до 16 (редко больше). При съемке с более закрытой диафрагмой может ухудшаться качество изображения. На средних значениях, несмотря на теоретически меньшую глубину резкости, качество изображения может быть лучше, чем на крайних значениях.
В среднем при естественном освещении с хорошим объективом и фотоаппаратом за счет повышения ISO и удлинения выдержки удается снимать при F 7,1 до f 16 при ярком освещении.
Если вспышки нет в наличии, но клинический случай уникален и не будет возможности съемку повторить, то можно использовать формат RAW, в этом случае при недостаточном экспонировании и получении более темных снимков коррекция в редакторе (например, Лайтрум) приведет к меньшей потере качества, чем при корректировании изображения в формате JPEG.
Примеры настройки глубины резкости: рис. 1, 2
На рис . 1 диафрагма "открыта" резко получился только 1 элемент, на рис. 2 съемка со вспышкой, диафрагма “закрыта”, резко большой участок.
Примеры настройки точки фокусировки на рис. 3 и рис. 4 На снимке (Рис.3) фотография пациентки с розацеа, выбрана центральная точка, фокус в области губ, элементы на коже щек получились нечеткие, на рис. 4 выбрана боковая точка фокусировки, губы вне зоны резкости, но элементы на коже щек в области резко изображаемого пространства. На Рис. 5 представлено сравнение снимков.
Рекомендуемая литература.
[fn]Питижан Б. "Введение в технику фотографирования в полости рта." ДентАрт.. 1999;(2):8.[/fn], [fn]Розов Г. Как снимать (искусство фотографии). Москва: Астрель; 2006.[/fn], [fn]Ashique K, Kaliyadan F. Clinical photography for trichology practice: tips and tricks. Int J Trichology. 2011 Jan;3(1):7-13.[/fn], [fn]Brown S. Digital imaging in clinical photography, part 2. J Audiov Media Med 1994;17:105-10.[/fn], [fn]Nayler J, Geddes N, Gomez-Castro C. Managing digital clinical photographs. J Audiov Media Med 2001;24:166-71. [/fn], [fn]Nayler JR. Clinical photography: a guide for the clinician. J Postgrad Med. 2003 Jul-Sep;49(3):256-62. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14597792[/fn], [fn]Pan ML. TTL auto flash - Part 1: Calibration and compensation for close-up photography. J Biol Photogr. 1992;60:131-4.[/fn], [fn]Shapter M. Manipulation of depth cues in photographs. J Audiov Media Med 1999;22:126-9.[/fn], [fn]Stack L, Storrow A, Patton D. Physician's Handbook of Clinical Photography: Hanley and Belfus; 2000.[/fn], [fn]Williams AR. Clinical and operating room photography. In: Vetter JP, editor. Biomedical Photography. Boston: Focal Press; 1992. pp. 258-9.[/fn]