По мнению Сомеш Гупта, доктора медицинских наук отделения дерматологии и венерологии Индийского института, существует терапевтический вакуум в лечении келоидов, что стимулирует повышенный интерес к новым и экспериментальным методам лечения. Точная этиология келоидов в значительной степени остается неизвестной. Многие считают келоиды местной опухолью с очень высокой частотой рецидивов, чем обусловлено частое использование химиотерапии 5-фторурацилом и блеомицином. Келоиды также относят к воспалительным поражениям, т.к. они часто сопровождаются зудом, воспалением и болью, увеличением келоидных маркеров воспаления и эффектом от интрафокального введения кортикостероидов. Патологический процесс при келоидах локализуется не в эпидермисе на поверхности кожи, а гораздо глубже в дерме. Поэтому любое абляционное, деструктивное или хирургическое лечение, выполняемое с повреждением эпидермиса, способствует побочным эффектам, включая депигментацию и изъязвления.
Повреждение кератиноцитов и эпидермиса, в свою очередь, высвобождает факторы роста, стимулирующие фибриногенез воздействуя на фибробласты, что приводит к рецидиву келоида. Это делает приоритетными методы, воздействующие непосредственно на опухоль и не повреждающие эпидермис. Одним из новых методов лечения, разработанных и используемых доктором Гупта, является интрафокальная радиочастотная абляция, разрушающая радиочастотными волнами центральную часть келоида и одновременно сглаживающая поверхностный эпидермис. С помощью изолированных зондов в несколько проходов радиочастотная энергия доставляется непосредственно в центр келоида, расположенного глубоко в дерме, одновременно сохраняя целостность эпидермального слоя и его поврежденных участков. Для снижения риска рецидивов метод сочетается с дополнительным введением в очаг смеси 5-фторурацила и кортикостероидов. Еще одним относительно неинвазивным подходом является интрафокальная криохирургия, при которой через проходящую глубинные слои келоидной опухоли иглу впрыскивается по ее ходу жидкий азот. Метод позволяет воздействовать низкими температурами на более устойчивые к низким температурам фибробласты, но не на очень чувствительные к холоду более поверхностные меланоциты и кератиноциты, при повреждении которых развиваются язвы и пигментация.
Более неинвазивное, безболезненное лечение келоидов происходит при аппликации на очаг радиоактивного пластыря, содержащего либо радиоактивный фосфор-32, либо рений-188. Экспозиция зависит от толщины и размера келоида. Получаемая доза приблизительно равна 50 Гр., глубина проникновения всего 2-3 мм, без воздействия на глубокие структуры, что снижает до низкого риск злокачественных новообразований или мутаций. Однако нередка депигментация, для ряда пациентов менее значимая, чем келоид. Пластыри приводят к почти полному регрессу келоида даже при самых сложных для лечения поражениях. Очень многообещающей терапией, нашедшей свое применение при келоидах, является ботулинический токсин А (БТА). Развитию и сохранению келоидов частично способствует высокое напряжение окружающих опухоль мышц. БТА вызывает временный паралич этих мышц, уменьшая напряжение внутри и вокруг опухоли.
Предполагается, что БТА также может вмешиваться в экспрессию генов фибробластов с ингибированием их активности, влияя на развитие и прогрессирование келоидов, напрямую модулируя активность фибробластов путем изменения апоптотических и фиброзных путей. По словам доктора Гупты, БТА сопоставим или даже эффективней внутриочаговых инъекций кортикостероидов. Келоиды редко лечат одним методом. Комбинация инъекции БТА с внутриочаговым введением кортикостероидов (триамцинолон) и / или 5-фторурацила иногда может улучшить результаты лечения. «БТА в настоящее время также рассматривается как еще один терапевтический инструмент, который может быть применен при келоидах. При келоидах предпочтителен разнонаправленный подход, будь то инъекции, перевязочные средства или местная терапия. Мы глубоко убеждены в том, что эти новые методы лечения могут быть внедрены в клиническую практику, а некоторые все еще используются не по назначению. Я подозреваю, что эти инновационные методы лечения скоро станут основными в лечении келоидов», - сказал в заключении индийский ученый.