Диагностика кожных реакций на лекарства-это почти искусство. Обычно диагностика этих состояний базируется на клинических проявлениях реакции и оценке сроков применения препарата. Это время может варьировать, в зависимости от типа реакции. Хотя биопсия и лабораторные тесты могут помочь, но “золотым стандартом " в диагностике реакций на лекарства является метод провокационной пробы.
Однако, врачи редко когда-либо прибегают к этому методу, особенно при тяжелых реакциях. Среди тяжелых кожных реакций на лекарства - токсический эпидермальный некролиз (ТЭН), проявляющийся как эритродермия и болезненное шелушение кожи. Смертность возрастает с увеличением площади поражения кожи и от наличия сопутствующих заболеваний, таких как ВИЧ. ТЭН, вероятно, представляет собой сочетание метаболических и иммунологических механизмов. Ключевым моментом здесь является наличие болезненности пораженной кожи, что указывает на необходимость незамедлительного начала терапии. ТЭН быстро прогрессирует в течение нескольких дней, и эти пациенты имеют высокий риск развития системных осложнений. Таким больным нередко требуется поддерживающий уход в условиях реанимационного отделения.
Больные должны консультироваться офтальмологом для устранения глазных осложнений, которые могут привести к слепоте. К сожалению, отсутствие доказанных методов лечения при ТЭН делает его лечение затруднительным. В зависимости от того, где учился врач и его оценки текущей литературы, могут использоваться кортикостероиды, внутривенный иммуноглобулин (ВВИГ) или даже циклоспорин. Некоторые используют только поддерживающий уход. Важно отметить, что уже через пару дней ни один из этих препаратов, вероятнее всего, не окажет никакого влияния, потому что произойдет некроз. У пациентов с лекарственной реакцией наблюдается эозинофилия с системными нарушениями (DRESS-синдром), лихорадка, некоторые типы сыпи, часто - эритродермия. Другими симптомами могут быть отек лица и затрудненное глотание.
Среди нескольких десятков лекарственных препаратов, наиболее часто вызывающих ТЭН, значатся противосудорожные препараты, аллопуринол и сульфаниламиды. Системные стероиды часто купируют этот процесс довольно быстро, но важно дать достаточную для этого дозу: целесообразно начать лечение с парентерального метилпреднизолона по крайней мере, 1 мг/кг массы тела каждые 12 часов в течение нескольких дней с последующим переходом на пероральный преднизолон с постепенным снижением суточной дозы на протяжении нескольких недель или месяцев, в зависимости от ответа. Нефрогенный системный фиброз (ранее назывался нефрогенной фиброзирующей дерматопатией) – реакция кожи у пациентов с прогрессирующим заболеванием почек, развивающаяся на препарат гадолиний, используемый как контрастное вещество для контрастирования при МРТ. При этом развивается выраженное уплотнение кожи, что может затруднять у пациентов движения пальцев и конечностей.
Другие признаки включают гиперпигментированные, уплотненные бляшки. С появлением новых диагностических методик гадолиний стал использоваться реже и уменьшилось количество случаев с реакциями на него.Другой реакцией на гадолиний является острый генерализованный экзантематозный пустулез (AGEP). Описаны случаи в виде симметричных очагов из мелких шиповидных папул в паховой области. AGEP также может выглядеть в виде гнойных “озер” в результате слияния бляшек. Эти пациенты также имели высокую температуру и лейкоцитоз в крови. Примерно у 10% госпитализированных пациентов высыпания могут быть представлены в виде пальпируемой пурпуры.
Антибиотики занимают первые строки списка препаратов, вызывающих ТЭН. Системные стероиды часто вызывают мономорфные симметричные папулы, напоминающие акне. Ингибиторы рецепторов эпидермального фактора роста (EGFR) также могут вызвать фолликулярные высыпания, напоминающие акне и дерматит. Реакция на препараты может быть в виде плоских сильно зудящих папул красного плоского лишая. При истинном красном плоском лишае высыпания локализуются чаще на конечностях, а при лекарственном–на туловище. В спорных случаях может помочь биопсия.