Прошла пандемия КОВИД. Многие из нас научились консультировать пациентов заочно. Консультации онлайн проводятся и сейчас в некоторых клиниках.
Более того, врачи многих специальностей стали предпочитать такие консультации и зарабатывают ими гораздо больше, чем очными.
Вероятно, назрела необходимость оценить отдаленные консультации в дерматологии. Прежде всего надо признаться, что возможности заочных консультаций ограничены.
С одной стороны, дерматологи в лучшем положении, чем врачи других специальностей, так как могут дистанционно получить информацию о состоянии кожи с помощью фотографий.
С другой стороны, дерматологу важно не только осмотреть пациента при хорошем освещении, но также прощупать высыпания и применить дополнительные возможности диагностики – дерматоскопию, диаскопию, лампу Вуда.
В России закон о телемедицине действует с 2018 года.
Согласно документу, врачи могут консультировать пациентов дистанционно, но не могут ставить диагноз, можно лишь сделать какое-то предположение. Вместе с тем, удаленные консультации в некоторых случаях необходимы и полезны.
Например, для уточнения назначенного лечения (способа и длительности применения, дозы) и корректности его проведения, изменения лечения на основании полученных анализов и обследования, невозможности получения консультации из-за отдаленности проживания, соматического заболевания (затруднения передвижения) или других обстоятельств (поздние сроки беременности, кормление грудью и проч.).
У меня сложилось мнение, что первая консультация должна быть непременно очной, а затем в некоторых случаях можно перейти на заочную, но не во всех.
Способ связи с пациентом – еще одна проблема.
Давать ли пациенту свою почту или телефон? Это личный выбор каждого врача.
Пациенты часто спрашивают, каким образом связаться с врачом, если появятся вопросы после приема.
К сожалению, некоторые пациенты полагают, что если врач дал свои контакты, то он доступен круглосуточно и звонить можно по любому незначительному вопросу, ведь сам пациент считает свои проблемы самыми важными.
Некоторые врачи заводят второй телефон специально для пациентов, но может быть лучше предупредить, чтобы звонки заменялись текстом, тогда можно ответить в удобное время.
Хорошо, если пациент подготовлен к беседе по телефону, имеет под рукой все необходимые сведения и кратко излагает проблему. К сожалению, в большинстве случаев это далеко не так.
Для дерматолога важно увидеть и разглядеть проблему, для этого присланные фотографии должны быть качественными и снятыми в разных ракурсах.
В моей практике нередко приходится просить пациента переснять фото несколько раз при хорошем освещении. Должен ли пациент оплачивать консультацию по телефону или скайпу?
Если врач потратил свое время, провел полноценную консультацию и пациенту не потребовалось для этого ехать к нему на прием, логично, что эта работа должна быть оплачена. Но здесь есть свои нюансы.
Если удаленные консультации проводятся официально в рабочие часы и на сайте клиники есть их стоимость, то вопросов не возникает. Но обычно такие консультации неофициальны.
В затруднении оказывается как пациент, так и врач.
Еще один вопрос: где хранить медицинские данные пациентов и их фотографии? У многих моих знакомых врачей фотографии пациентов находятся среди других в сотовых телефонах.
А как же врачебная тайна? И связанный с этим другой вопрос: где должен находиться врач, оказывающий телемедицинскую консультацию - на рабочем месте в клинике или в любом удобном для себя месте?
В клинике, безусловно, удобнее, так как сведения и фотографии можно сразу разместить в карту. А консультировать иногда приходится в другом месте.
Это значит, что нужно потратить дополнительное время, внося информацию в карту.
Несмотря на множество вопросов, телемедицинские технологии развиваются, и заочные консультации становятся нормой во многих медучреждениях.
Об этом свидетельствует недавно вышедшее Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. № 1164 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан".
Интересно, как телемедицина внедряется у Вас и как у Вас решаются поставленные вопросы.