О Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы № 1241 от 20.12.23
В самом начале 2024 года вышел ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2023 Г. N 1241 "О ТИРАЖИРОВАНИИ ПРОЕКТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИОКОНТРОЛЯ АМБУЛАТОРНОГО ПРИЕМА ВРАЧА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЕРВИЧНУЮ МЕДИКО-САНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ", широко обсуждаемый медицинской общественностью.
С целью «повышения качества и безопасности ведения амбулаторного приема, удовлетворенности населения при получении медицинских услуг» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы вводится аудиоконтроль, иначе говоря, записываются все беседы врача с пациентами. Посетителей при этом информируют о том, что аудиозапись проводится.
Где же врачебная тайна, где конфиденциальная беседа с пациентом, где уважение к элементарной стыдливости?
Будет ли пациент испытывать «удовлетворенность» от такой беседы, когда откровенность под микрофоном практически исключена?
А в каком положении окажется врач, не добившийся от пациента правдивых ответов на свои вопросы?
Здесь же в приложении 1 опубликованы общие рекомендации врачам. После казенных фраз о том, что нужно сделать и разъяснить, идет перечень действий «не рекомендуемых к использованию» типа «подшучивания, насмешек, критики пациента», а также таких слов и фраз, как "девушка, женщина", "молодой человек, мужчина", "не получится", "ваша проблема", "невозможно", "нет, нельзя", "Стоп!", "Хватит!", "Достаточно!", "Ясно!".
Это что, сомнение в культурном уровне докторов или упрек руководителям учреждений, которые нетактичных докторов взяли на работу?
Между тем, в любом медицинском ВУЗе отдельной дисциплиной преподают этику и деонтологию.
Но ведь не это главное во врачебном приеме и не за этим приходят к нам пациенты. И мы знаем немало докторов, несколько грубоватых в обращении, но прекрасных специалистов, знаем и других, очень вежливых и обходительных, но совершенно бесполезных. Впрочем, из "Приказа..." понятно, кому отдается предпочтение.
Самые продвинутые работники Департамента разработали «Алгоритм ведения амбулаторного приема», в котором крохотное время приема разделено еще и на этапы. На первом этапе в электронной карте фиксируется установление контакта с пациентом и его идентификация.
На всякий случай для самых невежливых докторов приводятся рекомендуемые фразы приветствия.
На втором этапе проводится опрос, сбор анамнеза и оценка динамики также с рекомендуемыми фразами, на третьем проводится осмотр с желательными комментариями по ходу осмотра. 4-й этап – установление диагноза, заключение о здоровье и предоставление пациенту подробных сведений о поставленном диагнозе.
А еще есть 5-й и 6-й этапы! На 5-м назначается терапия, исследования, даются рекомендации не только по лечению, но также по образу жизни и профилактике. 6-й этап – резюме, надо убедиться, что пациенту все понятно и нет вопросов.
Интересно, пробовал ли кто-нибудь из составлявших Приказ посидеть на приеме и уместить все шесть этапов в 12 минут?
В приложении 2 идет оценка качества приема по 25 (!) параметрам. Чье качество приема окажется лучшим? Несомненно, тех, кто лучше заучит рекомендованные фразы и клинические рекомендации.
Врачей делают похожими на роботов, которые будут говорить одно и то же каждому пациенту в каждом кабинете с одинаковым выражением лица, стараясь воспроизвести правильно рекомендуемые обороты, якобы повышая этим «качество ведения амбулаторного приема и удовлетворенность населения».
Отсюда один шаг до замены врачей автоматами или «искусственным интеллектом»!
Данный документ похож на рекомендацию по вежливому поведению иностранцам, которые едва освоив русский язык, пока не выучили правильных фраз.
Для российских врачей (...ну, не буду обобщать, ... для меня) он выглядит оскорбительным.
По результатам оценки качества приема любого врача, не справившегося с 6 этапами за 12-15 минут, можно обвинить в несостоятельности с последующими административными мерами, было бы только желание… Ну вот мы и оказались все под контролем!