Вход в систему

Циркадные ритмы в дерматологии

Меня всегда занимал вопрос, можем ли мы усилить действие препарата, если будем учитывать цикл деления клеток, на которые хотим воздействовать?  Впервые много лет назад я услышала о назначении ретинола пальмитата на ночь в соответствии с циркадным ритмом деления кератиноцитов от профессора Ноздрина В.И.

И с тех пор меня не покидает мысль, что и другие препараты стали бы действовать сильнее, если бы мы учитывали циркадные ритмы (ЦР).

Циркадные (циркадианные) ритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Изучением ЦР занимается хронобиология. Центральный регулятор ЦР или «главные часы» расположен в супрахиазматическом ядре гипоталамуса.

Один из главных регуляторов циркадного гомеостаза - мелатонин, гормон шишковидной железы. Его уровень высок ночью и низок днем. Мелатонин вырабатывается только в темноте в ночное время. От него в значительной степени зависят рост волос, подавление повреждения клеток кожи ультрафиолетовыми лучами, заживление ран и противоопухолевая защита.

Нарушение сна, включенные экраны телевизора, компьютера или сотового телефона, включенный ночью свет ведут к снижению уровня мелатонина с последующим иммунодефицитом путем подавления активности натуральных киллеров и изменения баланса цитокинов Т-хелперов.

Периферические органы, в том числе кожа, обладают своими эндогенными ритмами. Клетки кожи содержат гены циркадных часов, что играет важную роль в ЦР.  Разные клетки обладают своими ЦР, и от них зависит, когда сильнее трансэпидермальная потеря воды, пролиферация кератиноцитов, микроциркуляция, температура кожи и даже зуд.

Исследования показали, что повреждение ДНК клеток в результате действия УФО продолжается еще около 3 часов после прекращения воздействия и что репарация этого повреждения происходит в ночное время.  

Проницаемость кожи выше вечером, чем утром. Трансэпидермальная потеря воды и снижение вечером уровня кортизола ассоциированы с зудом, поэтому зуд, например, при атопическом дерматите сильнее к вечеру. Отсюда вывод – использование увлажняющих средств и тГКС наиболее эффективно вечером.

Кожная проницаемость для гидрофильных и липофильных наружных препаратов достигает своего максимума около 4 часов утра, их абсорбция замедляется в дневные часы. А это значит, что такие средства лучше наносить на ночь.

Кровоток в коже увеличен во второй половине дня и ночью. Нанесенные в это время наружные лекарства легче проходят через кожу, поступая в системный кровоток. Это надо учитывать.

Если мы хотим избежать системных эффектов наружных препаратов, особенно при длительном применении, нужно отказаться от назначения их вечером и на ночь, например, сверхсильных тГКС или наружных средств у беременных.

Пролиферация кератиноцитов происходит наиболее активно в полночь и продолжается до полудня. Значит, средства, влияющие на пролиферацию, лучше назначать на ночь и в ранние утренние часы. К ним относятся ретиноиды и цитостатики.

Активность сальных желез минимальна около 4 часов ночи и максимальна в полдень. Хорошо бы учитывать это в лечении акне и себорейного дерматита. Я имею в виду, что наружные средства, влияющие на салоотделение, нужно было бы назначать утром, а не на ночь, как это принято.

Принимая во внимание тот факт, что наружные ретиноиды быстро разрушаются под воздействием света, не забудем про использование солнцезащитных средств.

Температура кожи также подвержена ЦР, она максимальна вечером и падает ночью. От нее в значительной степени зависит проницаемость кожи для наружных средств.  

Вот пока лишь некоторые мысли по поводу применения наружного лечения с учетом ЦР. Нам многое сейчас становится известно о ЦР при различных дерматозах. Это очень большая и интересная тема, в которой я стараюсь разобраться.

Если интересно, вот некоторые публикации:

  1. Lyons AB, Moy L, Moy R, Tung R. Circadian Rhythm and the Skin: A Review of the Literature. J Clin Aesthet Dermatol. 2019 Sep;12(9):42-45.
  2. Gupta MA, Gupta AK. Sleep-wake disorders and dermatology. Clin Dermatol. 2013;31(1):118–126. 
  3. Yosipovitch G, Xiong GL, Haus E et al. Time-dependent variations of the skin barrier function in humans: transepidermal water loss, stratum corneum hydration, skin surface pH, and skin temperature. J Invest Dermatol. 1998;110(1):20–23. 
  4. Patel T, Ishiuji Y, Yosipovitch G. Nocturnal itch: why do we itch at night? Acta Derm Venereol. 2007;87(4):295–298.
4.735295
Средний рейтинг: 4.7 (34 votes)