Организация системы внутреннего контроля качества специализированной медицинской помощи в кву на современном этапе
Е. В. Гришаева
Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии, г. Екатеринбург
Согласно пп. 3 п. 5 Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Положение о лицензировании медицинской деятельности», «важнейший элемент управления КВУ – это обеспечение при осуществлении медицинской деятельности контроля соответствия качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам)». Осуществление медицинской деятельности с нарушением данного пункта квалифицируется как грубое нарушение, влекущее за собой административную ответственность.
Внутрибольничный контроль качества медицинской помощи – вид медицинской деятельности, направленной на обеспечение безопасной, эффективной, в должном объеме и надлежащего качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, которые осуществляются в соответствии с нормативными документами Минздравсоцразвития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ для достижения конкретных результатов.
Нормативно-правовое регулирование контроля качества медицинской помощи осуществляется в соответствии
с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 № 513 н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», зарегистрирован в Минюсте РФ 25 декабря 2008 г. № 12 993;
методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.05.2008 № 111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования»;
методическими рекомендациями «Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении» № 2002/92, утверждены первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации А. И. Вялковым 9 октября 2002 г.; – методическими рекомендациями «Учет, оценка и анализ клиникоэкспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений» № 2002/140, утверждены первым заместителем министра здравоохранения РФ А. И. Вялковым 20 декабря 2002 г. № 2510/224-03-34.
Основные нормативные документы, регламентирующие порядок контроля Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, территориальных управлений Росздравнадзора по контролю качества медицинской помощи:
Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 № 905 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.12.2007 № 434-Пр/07 «Об утверждении формы акта проверки».
В соответствии с действующими нормативными документами в ФГУ «Уральский НИИ дерматовенерологии и иммунопатологии» разработаны и приняты к исполнению Положение об организации работы по экспертизе временной нетрудоспособности, Положение об обеспечении качества оказания медицинской помощи пациентам, в рамках которого утверждены индикаторы оценки качества оказания медицинской помощи больным с хроническими дерматозами и ИППП.
Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по законченным случаям госпитализации в КВУ. Экспертиза проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.), а при необходимости может быть проведена и очная экспертиза. Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, а также требованиями к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней. На каждый случай экспертной оценки на первом этапе эксперт (заведующий структурным подразделением) заполняет Карту экспертной оценки качества медицинской помощи, которая содержит краткую характеристику случая и балльную оценку качества. При выборочном контроле на втором этапе экспертизы, проведенной реэкспертом (заместителем главного врача по экспертизе или лечебной работе) результаты фиксируются в Журнале оценки качества медицинской помощи, в котором отражаются данные реэкспертизы и оценка расхождений с данными первичной экспертизы. По результатам обоих этапов экспертизы качества проводится ежеквартальный анализ работы КВУ. В целях оценки эффективности работы КВУ с использованием данных этапов экспертизы качества медицинской помощи проводится исчисление Индикаторов качества оказания медицинской помощи. Система внутриучрежденческого контроля качества медицинской помощи (экспертная работа, Индикаторы качества оказания медицинской помощи) позволяет администрации КВУ:
выявлять дефекты, врачебные ошибки и другие факторы, оказавшие негативное действие и повлекшие за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
разрабатывать рекомендации, направленные на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе;
выбирать наиболее рациональные управленческие решения, проводить оперативные корригирующие воздействия и контролировать реализацию управленческих решений.