Двигаясь с северо-востока, туманным январским утром я ступил на брусчатку римского моста La Akazaba. На миг я представил себя вольным римлянином, врачом, уверенно идущим с гордо поднятой головой. Да, я не на колеснице, не высокий чин, а только квалифицированный ремесленник. Меня может обдать пылью проезжающий транспорт, зато совесть моя чиста.
Активные солнечные лучи пробили туман и осветили город на том берегу Гвадианы. Эмерита Августа, столица римской провинции Лузитания. В этом году ему 2045 лет. Миновав стены городской цитадели, я оказался на распутье. Продолжая фантазировать, я никак не мог определиться, где мне, как врачу и вольному римлянину, почерпнуть вдохновение. Город предлагал как минимум три масштабных культурных объекта: цирк на 30000 зрителей с головокружительными гонками на колесницах, амфитеатр на 15000 любителей состязаний гладиаторов и постановок охоты на зверей и театр, вмещающий 6000 зрителей в изысканных тогах.
Признаюсь, я успел посетить все известные места этого города. Времени заняло это не так много: представления в римских местах развлечений давно прекратились. Одним из первых был забыт театр, так как с приходом христианства театральные представления были признаны аморальными.
Скорее всего, в Эмерите Августе было все хорошо не только с культурой, но и с медициной. В частности, в одном из мест захоронений I-II века н.э. найдены останки 3-летнего ребенка с тяжелым травматическим поражением лобной и правой скуловой кости с признаками ремоделирования костей, которое позволило ему выжить в течение какого-то времени.
Одним из главных источников информации о городских медработниках того периода являются посвященные им надгробные таблицы. Например, Iulia Saturnina умерла в возрасте 45 лет. Ее скорбящий муж написал на надгробье, что она была несравненной женой и хорошим врачом. На задней части погребального алтаря рельеф запеленованного ребенка может свидетельствовать о специализации умершей в области педиатрии или акушерстве.
Имеются косвенные свидетельства того, что Эмерита Августа славилась своими докторами и являлась местом паломничества тех, кто хотел (или кого отправляли) изучать медицину.
Что касается современной Мериды, меня восхитил Национальный музей римского искусства, выполненный по проекту Рафаэля Монео. Два кирпичных сводчатых сооружения обрамляют сохранившуюся древнеримскую дорогу. Удивительный экспозиционный зал с поперечными арками и мастерски продуманным естественным освещением. Коллекция музея, состоящая из артефактов, найденных при раскопках древнеримских объектов Мериды, вызывает настоящий восторг.
Тяготея на северо-восток, я покидал город, пересекая Гвадиану по пешеходной улице, идущей в центре изящного моста Лузитания. Ну что ж, хватит фантазировать. Вряд ли меня догонит и обдаст пылью римская колесница.