Чтобы стать дерматологом, врачу необходимо несколько лет учиться и сдать сертификационный экзамен. Об использовании врачами в США так называемых «памяток» при сдаче экзамена стало известно после разоблачения резидентов-радиологов в январе.
Резидентура в США – аналог нашей клинической ординатуры. Американские резиденты-радиологи использовали «памятки», содержащие вопросы прошлогодних тестов, во время письменной части экзамена. Американская коллегия врачей, контролирующая сертификационные экзамены по 24 специальностям, осуждает использование «памяток». Коллегия заявляет, что «памятки» дискредитируют сертификационный процесс и противоречат медицинской этике. Использование «памяток» должно быть немедленно пресечено. Лицам, замеченным в этом, не будут выдаваться сертификаты, их обвинят в копировании и нарушении авторских прав.
Стало известно и об использовании прошлогодних тестов в дерматологии, где они называются «бортовые записки» (airplane notes). Эти документы составляются резидентами по памяти сразу после экзамена, «на борту». В анонимном письме в Американскую коллегию дерматологов в 2008 году резидент написал, что «год за годом после экзамена резиденты собираются для записи тестовых заданий и обновляют «записки». Они распечатывают тесты и тихо распространяют их по всей стране».
Бывший резидент, а ныне практикующий дерматолог пишет: «традиционная встреча резидентов проходит ежегодно сразу после экзамена в ближайшей гостинице или ресторане в Чикаго. Они коллективно записывают по памяти столько вопросов, сколько могут вспомнить. Существуют собранные воедино прошлогодние тесты, двухлетней давности и т.д. Одно время они даже профессионально переплетались фирмой Кинко».
Директор коллегии д-р А. Худ в ответ обещала принять меры, как-то: повышение секретности заданий, уменьшение числа повторяющихся из года в год вопросов. Обязательство соблюдения авторских прав на тесты отныне будет заверяться двумя подписями экзаменуемого. Американская академия дерматологов обладает авторскими правами на экзаменационные тесты, что делает их воспроизведение незаконным.
В то же время, запретить устную передачу содержания тестов после экзамена невозможно. И задача по-прежнему состоит в том, как отличить врачей-профессионалов от «обманщиков». Д-р Худ уже поднимала этот вопрос несколько лет назад на встрече с резидентами, осуждая эту практику. Помимо нарушения авторских прав, уловки на экзаменах ставят под сомнение профессионализм врачей и снижает доверие к ним пациентов. По словам д-ра Худ, «сертификационный экзамен является серьезным испытанием, резиденты испытывают стресс. Это пробуждает в них потенциально плохие намерения». Несмотря на это, пациенты абсолютно защищены, так как резиденты проходят интенсивный курс обучения и сдают устный экзамен.
В следующем году будут введены новые правила. Вместо двух письменных тестов и одного устного экзамена, введут «основной» экзамен на третьем году резидентуры и сертификационный экзамен через 15 месяцев после ее окончания. Устного экзамена не будет.
Американский колледж радиологии опубликовал заявление на своем сайте: «Подобные заявления создают впечатление, что все радиологи, сдавшие экзамен – обманщики. Обвинение в обмане вовлекает неограниченное число врачей и дискредитирует специальность. Сертификат специалиста - это нечто большее, чем удостоверение о сдаче экзамена. Его получение не должно сводиться к вопросу о методологии экзамена и тому, что кто-то считает восстановление вопросов по памяти не этичным».
Американская коллегия семейной медицины провела опрос на курсах подготовки врачей к экзамену, чтобы убедиться в том, что они не применяют прошлогодние тесты для тренировки учащихся. «Заметки» существуют только в дерматологии и радиологии, в других специальностях они не распространены. Сертификационные тесты состоят из 300 вопросов, в радиологии более 50% из них повторяют прошлогодний тест, в дерматологии – только 20%, также как, например, как в ортопедии.