На ежегодном съезде членов Американской ассоциации дерматологов д-р A.Friedman, профессор Вашингтонского университета, представил постерный доклад, посвященный влиянию социальных сетей (в частности, видео-хостинга YouTube) на формирование у пациентов и широкой аудитории представлений о синдроме отмены топических кортикостероидов.
«Платформы, [такие как YouTube], позволяющие пациентам общаться и делиться опытом с людьми, которые столкнулись с похожими проблемами, безусловно, небесполезны: обмен «впечатлениями», возможность почувствовать общность с другими больными очень важны для пациентов. Тем не менее, медицинские «советы» и наставления должны быть доказательными и подкрепляться необходимыми знаниями. За рекомендациями стоит все-таки обращаться к врачу-дерматологу – тогда они точно не навредят».
Д-р A.Friedman отметил увеличение количества информационных материалов, создаваемых пациентами на тему синдрома отмены топических кортикостероидов.
Для исследования д -р A.Friedman и его соавторы из Вашингтона ввели в поисковую строку YouTube ключевые слова («topical steroid withdrawal», «синдром отмены топических стероидов») и отобрали 10 видео с наибольшим количеством просмотров.
Два независимых эксперта оценивали качество отобранных видеоматериалов с помощью шкал DISCERN (mDISCERN) и Global Quality Scale (GQS); главным образом оценивались достоверность, обоснованность и «полезность» для других пациентов представленной в видеороликах информации. Средние баллы для каждого видео затем подвергали дополнительной оценке с помощью непарного t-критерия Стьюдента, методов регрессионного и дисперсионного (ANOVA) анализа.
Шкала mDISCERN предполагает начисление от 1 до 5 баллов за каждый из 5 критериев при выполнении необходимых условий; примерные варианты критериев – «является ли представленная в видеоролике информация верной и непредвзятой?» или «ясен ли посыл, цель автора информационного ролика, и достигается ли эта цель?».
По шкале GQS баллы (от 1 до 5) начисляются за соответствие установленному списку критериев (качество материала, подача, полнота представленной информации и проч.).
Исследователи обнаружили, что средний балл отобранных видео по шкале mDISCERN составил 2, что свидетельствует о низкой достоверности предоставляемой информации. Средний балл по шкале GQS – 2,5 балла, – отражает неудовлетворительное качество видео с точки зрения полноты информации, пользы для аудитории. Связи между оценками по двум шкалам и продолжительностью видеороликов установлено не было; также не наблюдалось связи между качеством ролика и количеством просмотров, подписчиков или «лайков».
«Мы были расстроены узнать, что самые «некачественные» ролики снимают пациенты», – поделилась одна из авторов работы, E.McCormick. – «Видеоматериалы, записанные дерматологами, гораздо чаще содержали данные исследований, подкреплялись доказательной базой и, соответственно, получили более высокие оценки по двум используемым шкалам».
Авторы отметили, что информация, которую пациенты видят в Сети, способствует распознаванию симптомов самими больными, обращению за квалифицированной медицинской помощью – если, конечно, эта информация «правильная».
Тиражирование «вредных советов», распространяемых людьми без профильного медицинского образования (в частности, самими пациентами), напротив, способствует насаждению стероидофобии, отказу пациентов от необходимого лечения топическими кортикостероидами.
«Дерматологам нужно быть начеку, предупреждать пациентов о том, что не все «медицинские» материалы в Интернете содержат достоверную информацию. Лучше всего предложить пациентам «проверенные», хорошие источники самостоятельно».
Д-р D.Day из Нью-Йорка прокомментировала исследование коллег следующим образом: «часто у авторов, записывающих подобные видеоролики, есть какой-то личный опыт, общие знания по теме, но они не располагают информацией, которая могла бы пригодиться другим пациентам в их индивидуальных случаях. То, что помогает одному пациенту, может навредить другому – и наоборот».
Д-р D.Day предложила врачам бороться с «вредными советами» на YouTube, записывая «правильные» видео самостоятельно, но сообщила также, что «нет гарантий, что пациенты захотят посмотреть видеоролик, записанный врачом, а не другими пациентами».
«Возможно, следует помечать на самой платформе YouTube ролики, записанные не-врачами, дисклеймерами о том, что представленная информация не может рассматриваться как рекомендации по лечению», – предположила д-р D.Day. – «Лучше всего, конечно, было бы удостовериться в том, что пациент получает всю необходимую информацию в кабинете дерматолога, уходит домой с понятной и подробной «инструкцией» или даже получает видеоролик, записанный лечащим врачом – словом, чувствует внимательное к себе отношение [и не ищет «вредных советов» на YouTube]».