Вход в систему

Гиалуроновая кислота в дерматологии

Гиалуроновая кислота (ГК) кожи составляет 50% ГК всего организма. Это сложный углеводный полимер, играющий важную роль в увлажнении кожи и межклеточных коммуникациях. ГК вырабатывается в дерме фибробластами, в эпидермисе кератиноцитами, в меньшей степени другими клетками.

ГК – главная молекула, вовлеченная в поддержании влажности кожи. Она находится не только в дерме в составе гликозаминогликанов внеклеточного матрикса, но и в эпидермисе, где поддерживает эпидермальный барьер.

Длительность полураспада ГК – меньше 1 суток, она разрушается гиалуронидазами (HYAL) и неферментативным путем. Дисбаланс между синтезом и расщеплением ГК имеет значение в образовании келоидных рубцов и патогенезе склеродермии.

 ГК образует оболочку вокруг клеток, участвуя во взаимодействии со связывающими ее протеинами и регулируя клеточную адгезию, миграцию и пролиферацию.  ГК связывается с молекулами внеклеточного матрикса и рецепторами на поверхности клеток. В связывании участвуют несколько классов рецепторов, называемых гиаладгерины Но она также находится и внутри клетки, возможно, регулируя процессы пролиферации и воспаления.

Коммерчески доступная ГК может быть выделена из животных источников или путем бактериальной ферментации. ГК высокого молекулярного веса обычно добавляют в косметические продукты для увеличения вязкости и стабильности формирующейся на коже пленки, что приводит к снижению трансэпидермальной потери воды.

Увлажнение с помощью ГК связано также с ее способностью связывать молекулы воды, вследствие чего она может увеличиваться в объеме до 1000 раз. ГК низкого молекулярного веса (20–300 кДа) может проникать через эпидермис и глубже в дерму.

Благотворное влияние ГК на кожу проявляется в активации врожденной иммунной системы эпидермиса против агрессивных микроорганизмов. В дерме ГК играет регулирующую и структурную роль, она ослабляет отток жидкости в эпидермис, поглощает механические воздействия, а также играет важную роль в иммунологических функциях. ГК регулирует несколько аспектов восстановления тканей.

На сохранность ГК отрицательно влияют ультрафиолетовое, инфракрасное, солнечное и другие виды облучения, солярий, загрязнение воздуха, курение, алкоголь, наркотики, стресс и ограничительные диеты, а на выработку ГК - глюкокортикостероиды, ингибирующие синтазы ГК, что приводит к атрофии кожи.

Основой для использования ГК в косметологии и дерматологии служат ее биосовместимость, биодеградабельность, долговечность и отсутствие токсичности, а также  противовозрастное, противовоспалительное, репаративное, регенерирующее и ранозаживляющее действия.

При использовании наружных средств с ГК в постпроцедурном уходе уменьшаются эритема, отечность, мокнутие, корочки, струпы, жжение, покалывание, боль.

Свойства ГК позволяют надеяться на ее более широкое применение, в частности, в лечении кожных болезней.

Опубликованные работы охватывают себорейный дерматит лица, псориаз, аутоиммунные заболевания, кожные раны.

При себорейном дерматите уменьшение шелушения, эритемы и зуда достигалось введением геля с ГК в гигиенический уход.

У пациентов с атопическим дерматитом снизился зуд и улучшились свойства эпидермального барьера после 4-недельного нанесения ГК в составе крема.

Современное направление в лечении псориаза умеренной и тяжелой степени - использование ГК в качестве проводника препаратов первой линии метотрексата, такролимуса, глюкокортикостероидов.

Ферментативные препараты с гиалуронидазой используются в лечении склеродермии, т.к. улучшают проницаемость кожи. Филлеры с ГК применяются для коррекции атрофии, связанной со склеродермией и системным склерозом.

Заживляющие свойства ГК используются для лечения ожогов и врожденного буллезного эпидермолиза путем применения раневых покрытий, а также для восстановления после аблативных лазерных процедур. Но не все раны и язвы отвечают хорошо на содержащие ГК продукты, например, у больных с язвами, обусловленными склеродермией, а также другого происхождения (послеоперационные, сосудистые невоспалительные) использование крема с ГК вызвало усиление воспаления.

Конъюгация с ГК местных противоопухолевых средств типа 5-фторурацила, применяемых при злокачественных опухолях кожи, уменьшала такие побочные эффекты, как воспаление, отечность и шелушение.

Сообщается об эффективности геля с ГК в лечении радиационного дерматита.

Побочные эффекты и осложнения при наружном использовании ГК крайне редки и возникают почти исключительно при введении филлеров.

Таким образом, противовозрастное, противовоспалительное, репаративное, регенерирующее  и ранозаживляющее действие ГК находят применение в дерматологии и косметологии. Важное значение придается ГК, как трансэпидермальному проводнику лекарственных препаратов.

Рекомендуемая литература

  1. Abatangelo G, Vindigni V, Avruscio G, Pandis L, Brun P. Hyaluronic Acid: Redefining Its Role. Cells. 2020 Jul 21;9(7):1743. doi: 10.3390/cells9071743.
  2. Bravo B, Correia P, Gonçalves Junior JE, Sant'Anna B, Kerob D. Benefits of topical hyaluronic acid for skin quality and signs of skin aging: From literature review to clinical evidence. Dermatol Ther. 2022 Dec;35(12):e15903. doi: 10.1111/dth.15903.
  3. Kaul A, Short WD, Wang X, Keswani SG. Hyaluronidases in Human Diseases. Int J Mol Sci. 2021 Mar 22;22(6):3204. doi: 10.3390/ijms22063204.
  4. Papakonstantinou E, Roth M, Karakiulakis G. Hyaluronic acid: A key molecule in skin aging. Dermatoendocrinol. 2012 Jul 1;4(3):253-8. doi: 10.4161/derm.21923.
  5. Saint Aroman M, Guillot P, Dahan S, Coustou D, Mortazawi K, Zourabichvili O, Aardewijn T. Efficacy of a repair cream containing Rhealba oat plantlets extract l-ALA-l-GLU dipeptide, and hyaluronic acid in wound healing following dermatological acts: a meta-analysis of >2,000 patients in eight countries corroborated by a dermatopediatric clinical case. Clin Cosmet Investig Dermatol. 2018 Nov 13;11:579-589. doi: 10.2147/CCID.S177614.
4.4375
Средний рейтинг: 4.4 (16 votes)