Поиск новых путей совершенствования преподавания дерматовенерологии на последипломном этапе образования
Орлов Е.В., Шакуров И.Г., Меркулова Т.Б.
ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара
Повышение требований к качеству оказания медицинской помощи населению, высокие требования к уровню профессиональной подготовки врачей предусматривают разработку новых научно обоснованных форм и методов подготовки и контроля знаний на этапе последипломного обучения. В СамГМУ формируется единая образовательная технология, модульный принцип обучения становится основой формирования учебных планов. Клинический ординатор и врач-интерн переходят к дальнейшему изучению следующей части дисциплины, только успешно пройдя тестирование по материалу проработанного модуля. В текущем учебном году рейтинговая система диагностики достижений клинических ординаторов и интернов была применена на кафедре кожных и венерических болезней СамГМУ. Особенностями применения рейтинговой системы является: наличие комплекса заданий, разнообразных по содержанию и уровню задач; четкое определение критериев качества подготовки, а также методов их измерения и шкалы количественной оценки в баллах; направленность диагностики на отслеживание динамики профессионально-личностных достижений; суммирование баллов, полученных на различных этапах обучения и выведение на этой основе результативного показателя; возможность не только оценки знаний и умений, но и прилежания и степени дисциплинированности обучаемых. На кафедре в течение учебного года широко использовалось вознаграждение за творческий подход, оригинальность и личностную индивидуальность при выполнении заданий, качественное и своевременное выполнение заданий (стимулирующая балльно-рейтинговая система) (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к обучению). Такой подход позволяет активизировать деятельность обучаемых и разнообразить варианты самостоятельной познавательной деятельности клинических ординаторов и врачей-интернов. К преимуществам рейтинговой системы относится то, что она позволяет комплексно осуществлять исходный (на «входе»), текущий и итоговый (на «выходе») контроль качества обучения; способствует созданию эффективной обратной связи; определяет соответствие форм и методов контроля целям и содержанию обучения; формирует опыт самообразования и связанные с ним навыки самоорганизации и самоконтроля деятельности; обеспечивает надежность контроля и управления качеством обучения за счет многосторонней процедуры оценки его результатов; усиливает обучающую, развивающую, коммуникативную, ценностно-мотивационную, акмеологическую и другие функции контроля достижений клинических ординаторов и интернов.