Российское общество дерматоскопии и оптической диагностики кожи
Медицинский учебно-научный клинический центр МО РФ им. П.В. Мандрыка, Москва
Кафедра дерматовенерологии и косметологии ИПК ФМБА России, Москва
Введение и обсуждение. В 1999 году в городе первого университета Болонье министрами образования 29 Европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования», которая положила начало гармонизации национальных систем высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности Европейского образования. Основой такой интеграции является принятие системы сопоставимых степеней, использование системы кредитов (ЕСТS) и зачетных единиц (ЕСТС), расширение мобильности обучающихся, разработка сопоставимых оценочных критериев и методологий, учебных программ, научных исследований, проведение в жизнь принципа «образование в течение всей жизни» и многие другие положения, такие как например языковая интеграция на английском языке и использование удаленных форм интерактивного обучения. Однако, почти все основные крупные Европейские страны и Россия в том числе, введение положений Болонской конвенции принимают аккуратно, по частям, максимально сохраняя схемы подготовки в развитых у себя отраслях знаний. Особенно трудно идет интеграция в сфере медицинского образования. И в то же время некоторые принципы Болонского процесса в медицине использовались и ранее. Так декларируемое образование через всю жизнь – общепринято в медицинской среде всего мира. Последипломное образование врачей, особенно в форме приобретение прикладных знаний и навыков в рамках основных специальностей и допусков по ним, а также постоянное общение Европейских врачей на большинстве конференций происходящее на английском языке – все это облегчает интеграцию отдельных учебных программ в Болонское юридическое поле. Дерматоскопия, как универсальное прикладное направление, достаточно показательно может быть реализовано по принципам Болонской конференции, не являясь основной или узкой специальностью, что позволяет каждому ВУЗу формировать собственные обучающие блоки, а каждому обучающемуся создавать свой индивидуальный план овладения этим навыком, так как в последствии это не потребует взаимозачета, а полученные образовательные кредиты будут использованы при очередном лицензировании/аккредитации. Расширение возможностей подготовки по дерматоскопии открывает и вступивший в действие №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», отражающий интеграционное направление Болонского процесса.
Цель исследования. Оценить исследование правого пространства в нашей стране и обобщить опыт подготовки по дерматоскопии в России. Оценить возможность подготовки по дерматоскопии на принципах Болонской декларации и мирового опыта в нашей стране и перспективы Европейской интеграции
Методы. Исследование предложений по подготовке по дерматоскопии в нашей стране и за рубежом, временное и тематическое сопоставление доступных программ подготовки. Сопоставление образовательных технологий и методологии преподавания.
Результаты. Преподавание дерматоскопии в России преимущественно очное, осуществляется на циклах тематического усовершенствования преимущественно в объеме 72 часа или на 1-2х дневных семинарах. В первом случае выдается удостоверение государственного образца, во втором сертификаты, но для значимости в сертификации специалиста ни тот ни другой документ не требуется. Наиболее значимые образовательные программы по дерматоскопии за рубежом преимущественно реализуются интерактивно, через интернет, хотя обучающие краткосрочные семинары тоже имеют место быть.
Заключение. В настоящее время создалась уникальная ситуация, когда интегрированная в Европейскую учетную систему образовательных кредитов объединенная платформа Национального сервера дерматовенерологии, Общества теледерматологии и собственно Общества дерматоскопии может и должна стать одним из звеньев Болонского процесса в РФ.