По дошедшим до нас сведениям, в средневековье монахи, в особенности бенедиктинцы, помогали сиротам, немощным и пилигримам. Некоторые служители культа становились врачами. Именно в монастырях жили наиболее образованные люди, здесь хранились книги по медицине, а в монастырских садах культивировали лечебные растения.
Сначала был долгий путь паломника. Через Берлин, Нант и Сен-Мало.
Ранним утром я спрыгнул с автобусной подножки, и поток пилигримов подхватил меня и понес в сторону моря. Еще полчаса ускоренного шага привели к порогу моей заветной мечты.
Я пришел к “Чуду Запада” – самому удивительному острову-скале Мон Сен-Мишель в окружении гигантских песчаных отмелей, которые к вечеру накроет приливная волна.
Улица небольшой деревни у подножья вела в многоуровневый, встроенный в острый силуэт скалы бенедиктинский монастырь, который венчает устремленная ввысь фантастическая аббатская церковь с золотой статуей Святого Михаила на шпиле.
После обязательной программы меня увлек рисковый поход по зыбучим пескам, когда ты, то приближаясь, то удаляясь, с разных ракурсов отправляешь в свою память картины Мон Сен-Мишеля.
В те минуты под потоком нормандского ультрафиолета я меньше всего думал о здоровье и цвете своей кожи.
По непонятной причине я не стал обращаться со своей проблемой в монастырь, хотя в средние века мне, пилигриму с обуглившимся лицом, монахи наверняка помогли бы: в аббатстве был найден манускрипт, датированный 1375 годом, с уникальным рецептом лосьона для осветления кожи.
Я вспоминаю мой первый приезд в Брюгге. После завтрака в Kasteel Minnewater я обогнул пруд и, пройдя через строгие ворота, оказался в сердце бегинажа Ten Wijngaerde.
Тридцать выбеленных построек монастыря в готическом стиле окружают здесь центральный двор. Белые фасады и тихий монастырский сад, основанный графиней Фландрии Маргаритой Константинопольской.
Радости и яркости тому мартовскому солнечному дню добавила россыпь нарциссов, цветущих в мире и гармонии с вековыми деревьями сада.
Благочестивые женщины средневековья, собираясь в общины, могли создавать поистине идиллические места и приносить пользу людям.
Некоторые бегинажи создавались как больницы/приюты, в т.ч. для вечных изгоев – больных проказой. Полагали, что молитвы монахинь, каждый день сталкивающихся с болезнями и смертью, чудесным образом способствовали выздоровлению.
Не знаю как вас, меня поддержка и доброе слово великодушных людей всегда исцеляли.
В прошлом я часто бывал в польском Фромборке. В своих перемещениях по городу с его восхитительным Кафедральным холмом я не забывал о средневековой больнице Святого Духа и о саде-гербарии, разбитом у ее южной стены. В нем для медицинских нужд местные каноники несколько веков выращивали лекарственные травы.
Думаю, мне, как назойливому путешественнику, монахи при случае не отказали и напоили бы отваром из листьев сенны.
Надеюсь, мой рассказ не побудил вас уйти в монастырь?